Россия потеряла монополию на полеты к МКС — что дальше?

Автор: | 01.06.2020

После девятилетнего перерыва США вернулись в пилотируемую космонавтику. Единственная отрасль, в которой сотрудничество Вашингтона и Москвы не было свернуто, стоит на пороге перемен.

Девять лет Россия в одиночку доставляла экипажи на Международную космическую станцию (МКС) и обратно. Но эпоха доминирования Москвы в этой сфере закончилась в субботу, 30 мая, когда в США к МКС стартовала ракета-носитель Falcon 9 с кораблем Dragon («Дракон») и двумя астронавтами. Старт должен был состояться несколькими днями ранее, но был отложен из-за непогоды.

После завершения полетов шаттлов в июле 2011 года у американского космического агентства NASA не было им замены. Теперь она есть. Сам корабль — и в этом новизна — разработан и принадлежит не NASA, а частной компании SpaceX предпринимателя Илона Маска. Ожидается, что до конца 2021 года пилотируемые полеты на корабле Starliner начнет и корпорация Boeing. США не только возвращаются в элитный клуб стран, обладающих технологией доставки людей на орбиту, в который помимо РФ входит Китай. Получив два разных пилотируемых корабля, США могут вырваться вперед в неофициальной гонке. Россию ждет новая конкуренция.

Надежные запуски к МКС, растущие цены

Когда астронавты NASA вынужденно пересели на российские «Союзы», это не было чем-то необычным. Сотрудничество двух стран в пилотируемой космонавтике пережило подъем после распада СССР. Шаттлы летали на российскую орбитальную станцию «Мир», в составе их экипажей появились российские космонавты. С 2000 года астронавты NASA регулярно летают на «Союзах» с космодрома Байконур в Казахстане.

Роль монополиста по доставке экипажей к МКС Россия впервые получила после катастрофы шаттла Columbia в 2003 году. США тогда на два года приостановили свои полеты. Через несколько лет Москве пришлось взять на себя функцию космического извозчика на более долгий срок. «Россия не могла отказать», — сказал в беседе с DW Игорь Маринин, академик Российской академии космонавтики. По его словам, эксплуатация МКС «без американцев невозможна, российский сегмент не приспособлен для автономного полета».

Итоги девяти лет в цифрах выглядят так: около 40 успешных пусков «Союзов» с астронавтами на борту — в среднем по четыре в год. Маринин говорит, что это — «предел» возможностей российской промышленности. Редкие случаи сбоев произошли в 2018 году. Один из них показал, что не все гармонично в отношениях NASA и «Роскосмоса». Летом того года на пристыкованном к МКС корабле «Союз» произошла разгерметизация — в обшивке обнаружилось отверстие. «Роскосмос» заподозрил американских астронавтов, что те отвергли.

А той же осенью, в октябре 2018 года, произошел еще один редкий случай — авария ракеты-носителя на второй минуте после старта. Сработала система аварийного спасения, капсула с россиянином и американцем приземлилась на парашюте, никто не пострадал. В России инцидент восприняли как доказательство надежности морально устаревших, но отлаженных технологий. «Система доказала свою выносливость», — подтвердил DW бывший немецкий астронавт и чиновник Европейского космического агентства Томас Райтер (Thomas Reiter), который сам летал на «Союзах».

За каждое место в трехместном «Союзе» NASA платит госкорпорации «Роскосмос», причем цены, по данным из США, выросли в разы: с 21 миллиона долларов в начале нулевых до 70-80 миллионов в последние годы. Пока запланирован еще один старт американца на российском корабле — осенью 2020 года, за что NASA заплатит 90 миллионов.

МКС как остров сотрудничества России и США

Сотрудничество по программе МКС считается единственной сферой, которой почти не коснулось политическое охлаждение между Москвой и Вашингтоном, вызванное аннексией Крыма. Весной 2014 года в ответ на американские санкции Россия устами тогдашнего вице-премьера и нынешнего главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина публично угрожала США отказать в доставке астронавтов. Но это в прошлом. Во время недавнего сеанса связи с экипажем станции в апреле президент РФ Владимир Путин хвалил «эффективное партнерство» России и США. «С американцами полный консенсус», — подтверждает Маринин, но уточняет, что это касается только полетов на МКС, но не коммерческого и военного использования космоса. На рынке коммерческих запусков конкуренция усиливается, компания Маска SpaceX сильно потеснила Россию на рынке запусков спутников. Обе страны форсируют развитие военных космических технологий.

В целом российская космонавтика давно во многом уступает американской за исключением пилотируемых полетов. Монополия на запуски к МКС давала возможность скрыть это, отметил в беседе с DW российский эксперт по космической отрасли Андрей Ионин. «Сейчас та последняя завеса, которая скрывала положение, отсутствие мотивации, технологическое отставание, упадет, — считает Ионин. — Руководство страны увидит, что король голый». Эксперт прогнозирует, что отставание России от США, и в первую очередь от компании SpaceX, будет нарастать. При этом эксперт надеется, что конкуренция заставит государство реформировать «Роскосмос», который он называет монополистом «без внутренних стимулов» к развитию. По его словам, возможности для этого есть.

Кто займет место американцев в «Союзах» — европейцы или туристы?

После успешного полета Dragon США, скорее всего, будут сворачивать сотрудничество с Россией в пилотируемой космонавтике. Новые американские корабли в два раза более вместительные, они более современные и комфортные, чем модернизированные, но разработанные в 1960-е годы «Союзы», отмечает эксперт Игорь Маринин. Хотя, по его словам, российская техника на какое-то время сохранит одно преимущество — проверенную временем надежность. Можно предположить, что до конца срока эксплуатации МКС, то есть 2024 года — а если он будет продлен, то и дольше — американцы будут реже летать на российских кораблях. Это даст шанс другим странам, прежде всего европейским, чаще отправлять на орбиту астронавтов. Кроме того, Россия возвращается к прерванной практике космического туризма. Первый туристический полет после перерыва запланирован на 2021 год.

После того, как США снова станут сами отправлять экипажи к МКС, Игорь Маринин видит шанс использовать освободившиеся мощности для производства нового российского корабля «Орел», разработка которого задерживается, и который должен отправиться в первый полет в 2023 году.

Шаг назад в освоении космоса?

В целом эпоха тесного сотрудничества России и США в освоении космоса, похоже, подходит к концу. NASA собираются в одиночку осваивать Луну, Россия тоже готовится отправить туда космонавтов и планирует сама строить новую станцию, которая придет на смену МКС. Андрей Ионин считает, что есть риск потерять то, что он называет главным результатом проекта — «неоценимый опыт совместной работы». Возвращение к разделению космических программ на «национальные квартиры» Ионин критикует как «шаг назад» и попытку вернуться к космической гонке 60-х годов ХХ века.

Роман Гончаренко, DW