Запуск первого блока БелАЭС поможет Минску, как ожидается, решить тактические задачи – облегчить в ближайшее время фискальный пресс атомного кредита на экономику страны и пока избежать роста цен на электроэнергию. При этом стратегическая задача – что делать с «лишней» электроэнергией после запуска станции – остается нерешенной.
Очевидно, что работы по завершению строительства первого БелАЭС ускорились после того, как белорусской стороне удалось настоять на пересмотре условий кредита на реализацию масштабного проекта.
РФ долго медлила с решением этого вопроса. Примерно год назад экс-посол России в Беларуси Михаил Бабич заявил, что российская сторона в нынешних экономических условиях не видит необходимости в пересмотре условий выдачи кредита на строительство БелАЭС. «Но окончательное решение можно будет принимать к моменту выхода станции на установленные параметры эксплуатации, исходя из объективных экономических условий», – сказал Бабич в интервью РИА Новости.
Минск воспользовался предлогом для пересмотра кредитного соглашения: по вине генподрядчика – «Атомстройэкспорта» (структура «Росатома») – срок реализации проекта сместился. Пуск первого энергоблока БелАЭС был перенесен с 2018 года на 2019 год, затем – на первый квартал 2020 года, сейчас, как заявляется, – на июль 2020 года.
Работы по запуску ускорились
В конце апреля БелАЭС получила разрешение Госатомнадзора на ввоз ядерного топлива для первого реактора. 6 мая Минэнерго Беларуси проинформировало, что ядерное топливо для первого энергоблока БелАЭС поступило на площадку станции.
Заместитель министра энергетики Михаил Михадюк на видеобрифинге 11 мая отметил, что первая часть этапа физического пуска начинается с загрузки ядерного топлива. «Предполагается, что этот этап может быть достигнут в июле», – сказал он.
По словам Михадюка, сейчас на площадке БелАЭС «жестко в рамках регламента» проводятся необходимые подготовительные работы для обеспечения физического пуска. «Когда мы будем готовы полностью (к физпуску – ред.) и получим соответствующую лицензию регулятора, тогда и начнем», – сказал Михадюк. Что касается даты запуска, то «в рамках графика, предоставленного генподрядчиком, такая готовность будет обеспечена в июле», – добавил он.
При этом замминистра подчеркнул: «Пока мы не убедимся, что готовы технологически, готов персонал, здания и сооружения, вся физическая защита объекта, мы на этот этап не пойдем».
Ранее министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич отмечал, что пуск реакторной установки первого энергоблока БелАЭС намечен на июль 2020 года, а начало выдачи электроэнергии в сеть – на сентябрь-октябрь 2020 года.
Кредит как «заложник» срока запуска первого энергоблока
На строительство БелАЭС РФ выделила кредит в размере до 10 млрд долларов. Реально станция будет стоить дешевле. Президент Беларуси Александр Лукашенко в апреле 2019 года заявил, что стоимость строительства БелАЭС может составить менее 7 млрд долларов.
На 1 апреля 2020 года использовано 4,33 млрд долларов из кредитной линии в 10 млрд долларов. По данным «Росатома», прогнозная стоимость проекта БелАЭС не превысит 6 млрд долларов. (Отметим, что снизить стоимость строительства БелАЭС белорусской стороне удалось благодаря в том числе переводу расчетов в российские рубли вместо долларов).
По нынешнему соглашению, погашение кредита должно начаться через 6 месяцев после ввода АЭС в эксплуатацию, но не позже 1 апреля 2021 года. Возврат денег предусмотрен 30 равными долями каждые 6 месяцев. На половину суммы начисляются проценты по ставке 5,23% годовых, на остальную половину – проценты по ставке LIBOR для 6-месячных депозитов в долларах США, увеличенной на маржу в размере 1,83.
За пересмотр условий самого крупного российского кредита Минск торгуется чуть ли не два года. Вопрос давно вышел на уровень президентов двух стран.
В апреле 2020 года «Интерфакс» сообщал, что Россия подготовила и предварительно согласовала с белорусской стороной изменения в соглашение. Проект соглашения предусматривает продление периода использования кредита на два года – до конца 2022 года, замену действующей «смешанной» процентной ставки по кредиту на фиксированную в размере 3,3% годовых, а также перенос даты начала погашения основного долга по кредиту с 1 апреля 2021 года на 1 апреля 2023 года. Общий финансовый эффект от реструктуризации задолженности Беларуси на согласованных условиях, по оценке российской стороны, будет сопоставим с единовременным прощением обязательств Беларуси на сумму порядка 600 млн долларов.
Первый заместитель премьер-министра Беларуси Дмитрий Крутой 9 февраля отмечал, что Беларусь просит у РФ снизить ставку по кредиту, выданному под строительство БелАЭС, а также отложить сроки и расширить временные рамки его выплаты с учетом изменения плановых сроков ввода станции в эксплуатацию. Однако детали нового соглашения он не уточнил.
Замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк на видеобрифинге 11 мая подтвердил, что сейчас с российской стороной ведется корректировка кредитного соглашения как по срокам выборки и погашения кредита, так и по процентной ставке в связи со смещением сроков ввода БелАЭС. При этом часть информации, касающейся изменений в кредитное соглашение, имеет гриф «для служебного пользования».
«Понимание с российской стороны есть», – сказал Михадюк. Но, по его словам, документы пока не подписаны – они находятся в стадии окончательного согласования и прохождения внутригосударственных процедур в Беларуси и России.
Генподрядчику строительства БелАЭС – «Росатому» – важно завершить белорусскую «образцовую» новостройку на позитивном фоне, поэтому, как можно предположить, на финише проекта он постарается не конфликтовать с белорусским заказчиком.
Пока непонятно, устраивают ли белорусскую сторону озвученные в СМИ новые условия атомного кредита.
Отметим, что в начале года министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич сообщал, что Беларусь и Россия обсуждают снижение кредитной ставки и срока и продление российского кредита на строительство БелАЭС с 25 до 35 лет.
То есть белорусская сторона хотела получить отсрочку по кредиту не на два года, как предлагается сейчас, а на 10 лет. Это тем более актуально для белорусской стороны, учитывая поставленную белорусским президентом задачу к 2025 году в два раза снизить долговую нагрузку – до уровня 20% ВВП. Если же кредитные условия на строительство БелАЭС не будут пересмотрены принципиально, решить эту задачу не получится.
Нельзя исключить и того, что на данном этапе белорусская сторона согласится с предложенным вариантом соглашения, но перед запуском второго энергоблока БелАЭС будет инициировать предложение об очередной отсрочке выплаты кредита.
Сколько будет стоить электроэнергия
Раньше белорусские чиновники заявляли, что строительство БелАЭС позволит существенно удешевить стоимость электроэнергии для предприятий. Назывались цифры до 30% от действующего тарифа.
Сегодня конкретные цифры никто не называет. На видеобрифинге 11 мая замминистра энергетики не смог прямо ответить на вопрос, сколько будет стоить электроэнергия после ввода БелАЭС. «Все расчеты и факторы, связанные со стоимостью электроэнергии, сегодня рассматривает специальная межведомственная комиссия. Что дороже (не будет – ред.) – то точно нет», – сказал Михадюк.
Куда будем продавать электроэнергию?
В Минэнерго рассчитывают, что Беларусь после запуска БелАЭС продолжит экспортировать электроэнергию, в том числе и в Европу, несмотря на принципиальную позицию Литвы бойкотировать эти поставки.
В прошлом году в Беларуси произведен рекордный объем электроэнергии – 40,264 млрд кВт·ч. Этот рекорд объясняется рекордным ростом экспорта белорусской электроэнергии. Беларусь в 2019 году экспортировала 2,37 млрд кВт·ч электроэнергии – в 2,27 раза больше, чем в 2018 году. При этом впервые в Украину было поставлено более 800 млн кВт·ч, оставшийся объем был продан через литовскую зону энергобиржи Nordpoolspot.
«После запуска БелАЭС в первую очередь, мы, конечно, рассматриваем собственного потребителя, чтобы наша экономика с вводом атомной электростанции стала более конкурентоспособной», – заявил Михадюк на видеобрифинге 11 мая.
Однако потребление электроэнергии в Беларуси в 2019 году выросло всего на 0,3% в сравнении с 2019 годом до 37,926 млрд кВт·ч. В 2020 году внутренний спрос на электроэнергию должен вырасти, согласно Концепции развития электрогенерирующих мощностей и электрических сетей на период до 2030 года, на 4,76% по сравнению с 2019 годом до 39,732 млн кВт·ч.
Но, во-первых, не факт, что вырастет, а во-вторых, этого недостаточно, чтобы «поглотить» атомную энергию. Концепцией предусмотрено, что в 2020 году БелАЭС произведет 2,623 млрд кВт·ч электроэнергии, в 2025 году — 19,245 млрд кВт·ч и столько же в 2030 году.
Следовательно, без экспорта не обойтись.
«Мы также будем предлагать нашу энергию на внешние рынки, нашим соседям. Мы продаем электроэнергию белорусской энергосистемы, не делим, произведена она на ветряках, на атомной энергии или на тепловых электростанциях. Есть белорусская электроэнергия, которая с вводом АЭС станет более конкурентоспособной. Думаю, пройдет немного времени, и экономика расставит все на свои места. Сегодня политика вносит определенные коррективы, но экономика заставит», – отметил Михадюк.
Экспорт через российскую энергосистему?
Известно, что Литва после запуска БелАЭС намерена отказаться от импорта белорусской электроэнергии «из-за несоблюдения норм безопасности при ее строительстве», а также блокировать ее возможные поставки на рынок ЕС. 6 мая Министерство иностранных дел Литвы направило Беларуси ноту с призывом остановить работы по запуску БелАЭС.
Между тем президент Латвии Эгилс Левитс сообщил 6 мая журналистам, что Латвия пока не подписала декларацию об отказе покупать электроэнергию с БелАЭС. «Для Латвии безопасность этой станции является абсолютно первейшим и определяющим вопросом. И с этой точки зрения не может быть компромиссов. Однако решение по этой декларации должно принять правительство, и дискуссии об этом еще идут», — цитирует Левитса агентство Прайм.
Следует отметить, что сейчас Беларусь и страны Балтии находятся в одной энергосистеме БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва).
Объединенная энергетическая система Республики Беларусь (ОЭС Беларуси) работает параллельно с энергосистемами стран СНГ и Балтии. На 1 января 2019 года ОЭС Беларуси была связана с энергосистемами соседних государств по следующим межсистемным высоковольтным линиям (ВЛ):
с энергосистемой России по четырем ВЛ:
ВЛ 750 кВ Белорусская – Смоленская АЭС;
ВЛ 330 кВ Полоцк – Новосокольники;
ВЛ 330 кВ Витебск – Талашкино;
ВЛ 330 кВ Кричев – Рославль;
с энергосистемой Украины по двум ВЛ:
ВЛ 330 кВ Мозырь – Чернобыльская АЭС;
ВЛ 330 кВ Гомель – Чернигов;
с энергосистемой Литвы по пяти ВЛ:
ВЛ 330 кВ Гродно – Алитус;
ВЛ 330 кВ Молодечно – Вильнюс;
ВЛ 330 кВ Поставы – Игналинская АЭС № 1, № 2, № 3.
Для справки: ВЛ 330 кВ Игналинская АЭС – Поставы № 3 (ВЛ-705) отключена со стороны Литвы.
Таким образом, пока энергосистема Беларуси может параллельно работать с энергосистемами стран Балтии, она имеет техническую возможность поставок своей электроэнергии на европейский рынок при конкурентной цене. Если Литва откажется от импорта белоруской электроэнергии (Литва в 2017 году приняла закон о запрете на торговлю электроэнергией через торговое сечение «Беларусь – Литва» после ввода в эксплуатацию БелАЭС), белорусская сторона сможет использовать другое направление для поставок электроэнергии в Европу – через Псков, Эстонию и Латвию.
В то же время до 2025 года страны Балтии планируют выйти из энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва) и перейти на синхронную работу с европейскими энергосистемами.
Это существенно осложнит поставки белорусской электроэнергии в Европу, так как договариваться о поставках придется с российским оператором «Интер РАО». Однако российская компания сама не прочь заместить поставки белорусской электроэнергии в Европу.
Также «Интер РАО» рассчитывает сохранить поставки электроэнергии в Литву через Беларусь и после строительства БелАЭС. «Если запрещаются поставки из Беларуси, то правильно сохранить поставки из России. Мы даже готовы предлагать «зеленую» энергию», – отмечала ранее временно исполняющая обязанности руководителя блока трейдинга «Интер РАО» Александра Панина недавно в интервью РИА Новости.
При этом российская компания также планирует сохранить коммерческие поставки электроэнергии на европейский рынок и после выхода стран Балтии из БРЭЛЛ.
Для этого сейчас «Интер РАО» просит открыть для торговли электроэнергией сечения на существующих линиях Россия – Латвия и Россия – Эстония, в дополнение к уже действующим сечениям Россия (Калининград) – Литва и Беларусь – Литва, поскольку Беларусь взимает плату за транзит электроэнергии, а прямые поставки в Эстонию и Латвию были бы российской компании более интересны.
«Интер РАО» имеет большой потенциал (пропускную способность межгосударственных линий электропередачи, которые соединяют Россию с другими странами) для наращивания экспорта электроэнергии в страны Балтии. Ее наиболее востребованные линии – в Финляндию и Литву – загружены на 50-60%.
Еще один потенциально привлекательный экспортный рынок электроэнергии для Беларуси – Украина. Потенциально с учетом возможностей своих ЛЭП Беларусь может поставить в Украину 5-6 млрд кВт·ч электроэнергии в год. Однако использовать свой потенциал Беларусь не может, так как энергетический баланс Украины предусматривает ограниченный импорт электроэнергии.
Кроме того, выйти из БРЭЛЛ Украина планирует еще раньше, чем страны Балтии. В декабре 2018 году Кабинет министров Украины утвердил план мероприятий по синхронизации ОЭС Украины с Европейской сетью системных операторов передачи электроэнергии (ENTSO-E). Согласно плану, к 2022 году предусмотрено отделение ОЭС Украины от ОЭС России и ОЭС Беларуси с синхронизацией работы с ENTSO-E.
По оценкам, в случае технической и экономической интеграции энергосистем Украины и ЕС на украинском рынке прогнозируется рост цен на электрическую энергию, что может стимулировать экспорт белорусской электроэнергии в Украину. Правда, для этого необходимо построить вставки постоянного тока мощностью до 1 тыс. МВт на линии 330 кВ Гомель – Чернигов.
Однако пока не факт, что Беларусь сможет сохранить большой объем экспорта электроэнергии в Украину. В частности, в этом году Украина с 10 апреля по 24 мая приостановила импорт электроэнергию из Беларуси по причине защиты внутреннего рынка в условиях распространения COVID-19. Генерирующие компании Украины также жалуются на неравные условия конкуренции с белорусской электроэнергией, вследствие чего угледобывающая отрасль несет убытки. Также президент Литвы Гитанас Науседа во время беседы с президентом Украины Владимиром Зеленским 27 апреля попросил пересмотреть вопрос о покупке Украиной электроэнергии с БелАЭС.
Таким образом, в случае выхода энергосистемы Литвы и Украины из параллельной работы с энергосистемой Беларуси из 11 межгосударственных ВЛ в работе останутся четыре ВЛ 330 – 750 кВ с ЕЭС России.
Татьяна Маненок, БЕЛРЫНОК