Изъятие криптовалюты как легализованного актива может быть закреплено в Уголовном кодексе, но на деле конфисковать ее можно не всегда.
Ранее Следственный комитет (СК) выступил с предложением внести в Уголовный кодекс изменения, которые позволят изымать криптовалюту в ходе уголовных процессов.
Как отмечал председатель СК Иван Носкевич, Следственный комитет сталкивается с ситуациями, когда предметом преступления является криптовалюта, либо возникает необходимость ее изъятия у лиц, совершивших корыстные преступления.
«Криптовалюта — это актив, имеющий рыночную стоимость. В нашей стране она юридически ничем не отличается от ценных бумаг или недвижимости. В мире тоже есть опыт, когда, например, банкротились криптобиржи в Европе или Америке, и государство накладывало арест и изымало криптовалюту как актив, которым покрывали убытки либо производили компенсации», — рассказал газете «Белорусы и рынок» член правления белорусской сети бизнес-ангелов, основатель финтех-проекта Cashew, член экспертного совета ассоциации распределенного реестра DLT Беларуси Владимир СЕРЖАНОВИЧ.
По мнению специалистов криптобиржи токенизированных активов Currency.com, вопрос изъятия криптовалюты рано или поздно встанет перед всеми странами, в которых она получит статус официального платежного средства. «Эти меры — лишь часть легализации криптовалюты, в идеале они направлены на то, чтобы сделать крипторынок прозрачным и безопасным», — ответили на обращение газеты «Белорусы и рынок» эксперты.
Хотя прецеденты изъятия криптовалюты по решению суда существуют даже в тех странах, где нет их государственного регулирования, пока не понятно, как может работать механизм.
«Тема технически сложная и требует тщательной проработки во времени. В России силовики тоже изучают этот вопрос, но предложение по нему ожидается лишь к концу 2021 года. Сначала России придется легализовать криптовалюту, — сказано в ответе Currency.com. — Хотя если обратиться к судебной практике той же России, то еще в мае 2018 года был создан прецедент по этому вопросу, когда апелляционный суд признал криптовалюту имуществом должника и постановил ее к изъятию».
Конфисковать можно с биржи
Как отметил Владимир Сержанович, если человек готов отдать доступ к своему кошельку либо перевести криптовалюту на государственный адрес, то проблем нет. «Но если я говорю, что ничего не знаю, никакой криптовалюты у меня нет, то доказать обратное практически невозможно, как и заставить поделиться приватным ключом или паролем, чтобы сделать транзакцию. Суть в том, что здесь нет реестра. Это машину можно найти по реестру, недвижимость ты не унесешь, деньги — на счету, наличные — в ящике. А криптовалюты физически не существует, она где-то в сети, единого реестра нет — право собственности на криптовалюты хранится на распределенном реестре, и наложить арест невозможно», — сказал Владимир Сержанович.
Изъять криптовалюту все же можно, если она хранится на бирже, то есть когда фактически ее держателем является юридическое лицо с лицензией. В таком случае процесс будет устроен по аналогии с обычными безналичными деньгами.
«Государственный орган может направить на биржу постановление о том, что активы какого-либо лица заблокированы и должны быть переданы государству. Ведь это лицо владеет просто записью баланса на сайте биржи. Это называется горячий кошелек. Холодный кошелек — это когда я имею свой адрес, на нем храню средства, и только я имею к ним доступ», — пояснил Владимир Сержанович.
В мире существуют децентрализованные криптобиржи, где люди обмениваются криптовалютами без использования горячих кошельков. Тогда конфисковать криптовалюту без содействия ее держателя тоже невозможно.
Криптообман и шантаж
Эксперт рассказал и о наиболее распространенных преступлениях, связанных с криптовалютой.
Это может быть мошенничество, когда, например, вместо биткоина стоимостью в 6 тыс. долларов переводится биткоин-кэш, цена которого 200 долларов. «Те, кто не очень разбирается, иногда покупаются. Особенно часто такое мошенничество встречалось два-три года назад, когда люди на хайпе хотели приобрести какой-то актив, — рассказал Владимир Сержанович. — Конечно, много преступлений связано с майнингом криптовалют. Даже в государственные серверы может встраиваться вирусная программа, которая позволяет майнить на чужом оборудовании».
Хакеры используют криптовалюту как средство выплаты при шантаже. «В прошлом году было очень много случаев, когда вредоносные вирусы заносились на серверы предприятий, все подвисало, а злоумышленники требовали перевода биткоинов в течение дня, иначе вся база предприятия стиралась. Суммы были небольшими — полбиткоина, биткоин. И люди уступали шантажистам, ведь база компании намного дороже», — заключил Владимир Сержанович.
Любовь Бахуревич, БЕЛОРУСЫ И РЫНОК